Василий Мисинев. Я всем, чем сегодня обладаю, обязан футболу!

Родился я в Севастополе, на улице Черноморской, что на горе Матюшенко, которую во время моего детства по старой памяти еще называли «Рудошка».
 
Дело в том, что до революции здесь располагался хутор немца-колониста Готлиба Рудольфа. Обратите, кстати, внимание на планировку улиц на горе Матюшенко. Все улицы пересекаются под прямым углом! Это привет от немца Готлиба Рудольфа!
 
После революции район переименовали в память об Афанасии Матюшенко – организаторе и руководителе восстания на броненосце «Потемкин».
Ну и народ придумал новое короткое название району – «Матюха»!
 
До войны это название употреблялось, но не часто. А вот после войны название «Матюха» вошло в лексикон севастопольцев. Просто потому, что  старых севастопольцев осталось мало, а приехавшие на восстановление города люди не знали историю города, не знали о Готлибе Рудольфе, но знали, кто такой Матюшенко.
 
Поэтому старое название начало исчезать из разговорной речи. Только старые севастопольцы, и конечно аборигены этого района употребляли его в разговоре, чтобы подчеркнуть, что они являются настоящими старожилами. В пику «понаехавшим»!
 
Из футбола времени моего раннего детства вспоминается небольшое футбольное поле в балочке между Матюхой и улицей нынешней Репина. Балка выходила на Репина в том месте, где сейчас располагается морской колледж. Позже на месте этого футбольного поля построили насосную станцию.
А в то время мы все свое свободное время проводили там, играя в футбол. Благо, что желающих хватало, так как страна в то послевоенное время переживала, как сейчас бы сказали – «беби-бум».
 
Я не знаю, кто построил это поле, но от нас всех низкий поклон тем людям!
 
А вот когда мне исполнилось 7 лет, мой средний брат Сергей взял меня за руку и отвел на флотский стадион к Георгию Георгиевичу Судакову. И он стал моим первым тренером.
 
Мне потом довелось позаниматься и у Виктора Евгеньевича Литвинова, и у Юрия Михайловича Букасова. У каждого тренера был свой подход и свое видение футбола, но дороже человека в моем детском футболе, чем Георгич, для меня нет!
 
И дело тут абсолютно не в том, каким он был специалистом футбола. Нет, не это в первую очередь ценили мы в нем, хотя он был Заслуженным тренером Казахской ССР!
 
Нет, и еще раз нет!
 
Ценили мы его за душу его, за внимание к нам. За настоящее внимание взрослого опытного человека к пацанам, которым, в первую очередь надо было рассказать не о том, как правильно бить по мячу, а как правильно жить среди людей!
 
И все это Георгич делал. Я потом много раз вспоминал его наставления и советы. Они очень пригодились мне в жизни, и я уверенно могу сказать, что никто и никогда не назовет меня недостойным человеком. За это Георгичу огромное спасибо! И я знаю, что не только от меня одного!
 
Что могу сказать еще о том времени? Тренировались на флотском стадионе. На баскетбольной и на гандбольной площадках. Зимой перебирались в спортзал на водной станции флота. Подавали мячи во время матчей флотской команды. Играли на Первенство города среди юношей. Участвовали помимо нас «Металлист», «Чайка», команда из Балаклавы, и кто-то еще. Сейчас уже не вспомню. Но помню, что каждая взрослая команда, выступавшая на Первенство города, обязана была выставить еще и команду юношей.
 
Команд было много, и я поездил по всему городу. Побывал во всех командах, на всех полях, где играли первенство города. Тут и школа водолазов, и «Детонатор» на Северной, и 305-й, и поле на 2-ом километре (за ГАИ, возле станции Юннатов и гаража «Бытэкспресс»), и на Дергачах, и на «Металлисте», и на ОВРа, и на аэродроме на нынешних Остряках, и на футбольных полях в воинских частях. Это сейчас играть негде, а тогда проблем с полями не было!
 
Проводились соревнования по футболу среди школьников, в которых я выступал за 38-ю школу, в которой учился до окончания 8 класса. Школа располагалась на так называемой «Нижней Матюхе». Сейчас в этом здании находится медицинское училище имени Жени Дерюгиной.
 
Выступая за свою школу в этих соревнованиях, я помогал разоблачать подставы, ведь занимаясь в спортивной секции, знал практически всех ребят, выступавших в Первенстве города среди спортивных школ и команд. Там-то все выступали по своему возрасту!
 
Флотская команда Черноморец на турнире в Тихорецке. Год 71 - 72
 
Вот так и прошла юность. Подошло время призыва, и меня, так как я занимался в футбольной школе при флотской команде, призвали во флотскую спортроту. Тут руководили Леонид Иванович Слесарев и Анатолий Иванович Трусов. Размещалась спортрота в школе водолазов. Выступали на Первенство флота, Первенство Крыма.
 
К слову сказать, в Крыму была еще и армейская команда – «Звезда», Евпатория. Да и кроме нее было много сильных команд, и, не смотря на наш флотский боевой дух, добывать победы нам приходилось в тяжелой борьбе. За три года моей службы мы один раз выигрывали Крым и дважды занимали вторые места. Из игроков команд того времени запомнились Костя Панчик, Володя Буйволов, Толя Солодовников, Лемешко – мой кореш из Ялты, Толя Солодовников, Владимир Шатохин, Алиев, Петр Писаный, Витя Прожога.
 
Флотская команда. Победитель Первенства Крыма и Чемпион Севастополя
 
В 1974 году демобилизовался. Поиграл сезон за «Металлист», а потом Валентин Яковлевич Тугарин пригласил меня в только что созданную команду «Атлантика».
 
Нет, в то время это еще не была команда мастеров. Команда мастеров называлась «Авангард» и была приписана к Севастопольскому Морскому заводу имени Серго Орджоникидзе. А мы играли на город, Крым, и Первенство Украины среди производственных коллективов.
 
Вручение мне награды за победу в Первенстве Крыма по футболу
 
В 1975 году Морзаводу удалось избавиться от команды мастеров и передать ее в СПОРП «Атлантика». Вот тут-то и задумаешься – или просто так получилось, или Валентин Яковлевич что-то знал, создавая команду «Атлантика».
 
В свежеиспеченной команде, конечно, Валентин Яковлевич стал главным тренером, а из созданной им ранее команды пригласил к себе меня, Витю Бурлакова и Витю Пышкова. У меня были хорошие отношения с Валентином Яковлевичем. Я ему чем-то импонировал, да и он был человеком порядочным и старался всегда прислушиваться к нам и помогать по возможности.
 
Позже Тугарина сменил Геннадий Ефимович Макаров. Говорили, что он вообще-то боксер, а к футболу прибился в Смоленске, где его взял в перволиговскую смоленскую «Искру» Лев Платонов. Команда была армейская, и отвечал там Геннадий Ефимович за физическую подготовку. Представьте себе физподготовку в армейской команде!
 
С приходом к нам Геннадия Ефимовича мы в полной мере почувствовали на себе, что это такое. Его не остановило и то, что мы не были армейской, или флотской командой! При этом скажу, что Ефимыч был нормальным человеком. Без всяких диктаторских замашек. Просто он искренне верил, что все, что он делает с нами, сделает нас сильнее!
 
И были и «штурмы» Сапун-горы (с самого низа, от ялтинского кольца бегом к Диораме с 30-ти килограммовыми рюкзаками за спиной!), и кроссы на 20-30 километров впереди автобуса, в котором ехал Геннадий Ефимович! Были и безумные по продолжительности и нагрузкам занятия в тренажерном зале «Чайка», и прыжки с тяжелыми поясами. Эти аквалангистские пояса с грузами наш вратарь Валерий Гудзь, в конце концов, утопил в море!
 
Валера мог себе это позволить, потому что своей игрой и отношением к тренировочной работе завоевал высочайший авторитет! Надо было видеть, как он работал на тренировках! … а потом оставался и работал самостоятельно. Тут были и прыжки, и многоскоки, и ускорения, и приседания, и броски за мячом из различных положений! Валерий был очень крупный, мощный мужчина, склонный к набору веса, что для вратаря смерти подобно. И поэтому он одевал по два-три спортивных костюма на тренировку и в них работал. Если сказать правильно – пахал! Пахал «до седьмого пота»! Он был настоящим профессионалом!
 
Кроме него в команде было много высокого уровня футболистов. Так из Симферополя к нам пришли и стали своими такие футболисты, как Владимир Григорьев (мастер спорта, игрок «серебряного» одесского «Черноморца»), Виктор Сугак, Валентин Прилепский, Иван Авдеев, Валерий Шведюк, Василий Мартыненко, Михаил Захаров. Добавьте сюда еще Тофика Гаджиева, Александра Соколенко, Шамиля Магомедова, и вы поймете, что это была за команда!
 
Я отдал этой команде 5 лет и в 1980 году почувствовал, что пришло время уступить место молодежи. Мой друг Анатолий Солодовников пригласил меня поиграть в Тамбов, и я согласился.
 
Мы отыграли там один сезон, но у них началась компания по борьбе с иногородними футболистами и мы с Толей поехали домой.
 
Толя Солодовников и я играем в Тамбове
 
Дома я поиграл пару сезонов за «Металлист». У нас получилась великолепная команда! Мы выигрывали и Первенство города, и Кубок города, и Первенство Крыма, и множество каких-то серьезных турниров. Но время берет свое, и передо мною стал вопрос, как быть дальше.
 
Подумал и выбрал для себя профессию моряка. За время выступлений за «Атлантику», я неоднократно общался с представителями этой профессии. Но в то время я был полон сил, и естественно не думал круто менять свою судьбу и тем более менять профессию футболиста, со всеми ее прелестями на тяжелый труд без «выходных и проходных» моряка-рыбака, в качающейся на волнах коробке.
 
А вот теперь, когда пик моей футбольной карьеры оказался позади, и надо было задуматься о дальнейшей перспективе, мне вспомнились рассказы представителей этой профессии об их работе. Посоветовался с Владимиром Николаевичем Картавенко, который в мою бытность в команде, был ее начальником. Он одобрил мой выбор и вместе с председателем профкома Владимиром Яковлевичем Свинолуповым, принял деятельное участие в моей судьбе. Спасибо им огромное!
 
Но, даже находясь в море, я всегда следил за событиями в севастопольском футболе и за выступлениями его главной команды. А когда время между рейсами позволяло, я всегда принимал предложения сыграть за ветеранов Севастополя.
 
Ветераны на праздновании 100-летия Севастопольского футбола
 
ДВА НАШИХ ВОПРОСА:
 
– Что для Вас значит футбол?
– Если я просто скажу, что он для меня всё, это прозвучит как-то неискренне, непонятно для людей. Вроде бы как отговорка. Общая фраза. А он для меня действительно ВСЁ, потому что я всем, чем сегодня обладаю, обязан ему! И это не красивые слова! Я честно и откровенно расскажу, почему я так считаю.
Начнем с того, где, на каком районе Севастополя я родился и вырос? На Матюхе! Многие годы это был самый криминальный район города. Ну, посудите сами. У нас, на Черноморской, было 43 дома. В 30 из них проживали люди, побывавшие в «местах отдаленных». Вот и мне с моим характером туда, в эти самые места светила дорожка. Но футбол спас меня. Ведь благодаря ему, я встретил Георгия Георгича Судакова, который направил мою энергию в другое русло и смог объяснить «что такое хорошо, и что такое плохо»! Доходчиво так объяснить! Так чтобы на всю жизнь этого понимания хватило!
И еще я благодарен футболу за обретенных друзей и за предоставленную им мне возможность что-то сделать для своего любимого города!
Говорят, что футбол Севастополя трижды поднимался на пик своей популярности.
 
Первый раз – Великая флотская команда СКЧФ – СККЧФ.
Третий раз – ПФК- ФК «Севастополь» времен первой и Премьер-лиги Украины.
А второй раз – это время футбольной команды «Атлантика». Я юношей застал первый, и зрелым человеком наблюдал за третьим. Но что особенно греет мою душу, так это то, что я был непосредственным участником второго взлета Севастопольского футбола!
 
Я помню переполненный стадион Флота, когда люди сидели на беговых дорожках. Я помню, как люди с вечера ставили палатки в сквере у стадиона ФК «Севастополь», чтобы утром успеть быть первыми у касс и купить билеты на «Шахтер», «Днепр», «Динамо» Киев.
 
Но я помню и полностью заполненную десятитысячную «Чайку», где в рамках ВТОРОЙ лиги Первенства СССР проводила свои матчи севастопольская «Атлантика»! И я помню, как этот стадион скандировал – «Атлантика! Атлантика! Атлантика!»
 
А еще я горд тем, что играл в этой команде. Вспоминаю, как было приятно, когда с тобой в городе здоровались незнакомые люди, и как мои кореша с Матюхи приходили на стадион болеть за меня! Помню, они называли меня «крабом» за мою привычку группироваться в позиции для отбора мяча и при этом широко расставлять руки.
 
Я вообще-то начинал в детской команде играть нападающего. И у меня неплохо получалось! Правда став постарше, я как-то стушевался, решив, что это все-таки не мое место и стал защитником. Но навыки игры в нападении пригодились мне, когда я стал играть защитника. Зная принципы организации игры нападающего, я смог осознанно строить свою контригру. А когда меня поддерживала моя Матюха, я готов был свернуть горы! Такой адреналин! Такая ответственность, и такая радость и гордость!
 
– Что для Вас значит Севастополь?
– Я отвечу, может быть излишне красиво. Но я живу в раю! Какая природа, какое море, какой красавец город! Где еще можно найти такой? Уж поверьте, я походил по морям, видел другие города и страны! Видел красивейшие места, но лучше моего города нет! И всегда, возвращаясь с рейса, я с нетерпением ждал, когда я увижу, как над морским горизонтом начинает появляться МОЙ город!
 
И как я ждал, и предвкушал, что встречусь с друзьями и просто знакомыми. Потому, что только в Севастополе живут такие добрые люди. Но в душе каждого из них есть то чувство, которое передалось нам от наших дедов и отцов, оборонявших этот город от врагов и возрождавших его белокаменным красавцем!
 
И я благодарен судьбе, что я родился и вырос в этом городе. И я счастлив и горд за то, что смог что-то сделать для него.
 
Ветераны. Сергей Мантуров, я, Виктор Сугак, Анатолий Солодовников

2 комментария

Комментарии пользователей сайта


ГЛЛАНДЕЦ
26 Окт, 2016 (ср, 17:43)

Прочитал с большим интересом.На последней фотографии ветераны,  
с которых молодежи надо брать пример.К сожалению Сергей Андреевич  
Манторов уже ушел из жизни.

Ratibor Севастополь
25 Окт, 2016 (вт, 21:38)

Душевно!!!  
 
Василий,мы помним Вас ,и Вашу игру-здоровья Вам на долгие года!  
 
А за Матюху точно всё,косо смотрели еси не сидел.

БОМБАРДИРЫ

ИГРОКИ ОКТЯБРЯ

ДНИ РОЖДЕНИЯ

Дмитрий Зеленкевич
Полузащитник

2 апреля - 33 года



Роман Климентовский
Защитник

14 апреля - 35 лет



Николай Богданенко
Тренер по вратарям

15 апреля - 51 год