3 ноября - день памяти адмирала Михаила Петровича Лазарева

Чашу нашего стадиона окружают трибуны с именами великих флотоводцев России. Одна из них – Западная – названа в честь адмирала Михаила Петровича Лазарева. Сегодня день его памяти. Друзья! Давайте вместе перелистаем страницы жизненного пути  великого адмирала, вспомним его достижения и подвиги. Ведь мы должны помнить свою историю и чтить героев земли своей!
 
Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды Михаил Петрович Лазарев родился в 1788 году в губернском городе Владимире в дворянской семье Петра Гавриловича Лазарева, который незадолго до своей смерти, в 1800 году определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.
 
В 1803 году Михаил выдержал экзамен на звание гардемарина, а в декабре 1805 года он был произведён в первый офицерский чин — мичмана.
 
В числе 30 лучших выпускников корпуса будущий адмирал был отправлен в Великобританию, где до 1808 года служил военным на флоте для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет он находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
 
В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветку. Корабль «Суворов» принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания ставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.
 
В марте 1819 года Михаил Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. 4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к Южному полюсу. «Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.
 
За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
 
27 февраля 1826 года Михаил Петрович Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа — 19 сентября 1826 года, Лазарев руководил переходом из Архангельска в Кронштадт отряда кораблей: «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный».
 
С 10 июня по 6 октября 1827 года, командуя кораблём «Азов», Лазарев совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», он принял участие в Наваринском сражении. Он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
 
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест ордена Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика), а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
 
В 1828—1829 Михаил Петрович руководил блокадой Дарданелл. В  1830 он вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. А уже в 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор. Михаил Петрович Лазарев уже с 1833 назначается главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года становится командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.
 
Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввёл совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море и в обстановке, максимально приближенной к боевой. Уже на тот момент штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходофрегатов и 28 пароходов. На Чёрном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
 
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
 
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начало издавать карты и атласы Черного моря.
 
Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
 
Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров и матросов, которые прославили русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.  Михаил Петрович всегда следовал в воспитании русских моряков традициям замечательного русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова.
 
Лазарев выступал и за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути.
 
Незадолго до своей кончины от рака желудка, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…
 
В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью». Скончался Великий флотоводец и мореплаватель 11 [23] апреля 1851 года в Вене.
 
Похоронили Великого адмирала в склепе Владимирского собора в Севастополе. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены его ученики и последователи – адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
 
За свою долгую жизнь Михаил Петрович Лазарев многое пережил, запомнившись нам и поступками своими и последователями. Из его школы вышли такие моряки как Нахимов, Корнилов и Истомин.  Влияние лазаревских тактических и воспитательных принципов испытал и Макаров Русский Черноморский флот во многом обязан Лазареву своими высокими боевыми качествами.
 
Слова, сказанные Михаилом Петровичем Лазаревым о Севастополе, вызывают у каждого из нас ощущение неведомой гармонии и гордости за своё Отечество. Вы только вчитайтесь в эти строки, сколько в них тепла и любви: «Что за порт Севастополь! Чудный! Кажется, что благодатная природа излила на него все щедроты и даровала всё, что только можно для лучшего порта в мире».
 
Мы гордимся тем, что живём в таком героическом и прекрасном городе. Мы помним свою историю. Мы чтим героев земли своей и в пример их жизнь своим детям ставим. Потому что мы – СЕВАСТОПОЛЬЦЫ!

Нет комментариев

Комментарии пользователей сайта


Турнирная таблица

1. Рубин Ялта Рубин Ялта 9
2. Легион Легион 9
3. Астрахань Астрахань 7
4. Ростов-2 Ростов-2 6
5. Биолог-Новокубанск Биолог-Новокубанск 4
6. Кубань Холдинг Кубань Холдинг 4
7. Форте Форте 3
8. Спартак-Нальчик Спартак-Нальчик 3
9. Дружба Дружба 3
10. Строитель Строитель 3
11. Победа Победа 2
12. Динамо Ставрополь Динамо Ставрополь 2
13. Нарт Нарт 2
14. Севастополь Севастополь 1
15. Ангушт Ангушт 1
16. Динамо-2 Динамо-2 1
17. Алания-2 Алания-2 1
ПОДРОБНАЯ ТАБЛИЦА

БОМБАРДИРЫ

Максим Супрун

Максим Супрун
Полузащитник

1 мяч



ИГРОКИ АПРЕЛЯ

Максим Супрун
Полузащитник
средний бал - 4.75
голосов - 4



Дмитрий Иванов
Нападающий
средний бал - 4.5
голосов - 4



Андрей Иванов
Защитник
средний бал - 4.25
голосов - 4


ДНИ РОЖДЕНИЯ

Александр Смирнов
Полузащитник

30 апреля - 24 года



Юрий Колесников
Врач по спортивной медицине

3 мая - 70 лет



Редван Османов
Нападающий

5 мая - 31 год