Взгляд в историю. Глава 2. С.К.Л.С. – Севастопольский Кружок любителей Спорта
Размах развития футбола в России требовал организационного оформления клубов. По решению Учредительного собрания спортивные клубы, которых становилось все больше, были обязаны зарегистрироваться в официальном порядке.
Севастопольский футбол также нуждался в организационном оформлении. С этой целью в начале сентября 1910 года «Кружок футболистов» представил в градоначальство свой Устав под наименованием «Севастопольского Спортивного Кружка». К сожалению, нам неизвестны причины, по которым Устав не был зарегистрирован: либо из-за бюрократизма чиновников, либо из-за несоответствия с Законом от 4 марта 1906 года «О союзах и обществах». Лишь восемь месяцев спустя, весной 1911 года был официально утверждён Устав главной на тот период времени спортивной организации Севастополя.
Созданный Севастопольский Кружок любителей Спорта (С.К.Л.С.), поднял севастопольский спорт, в том числе и футбол, занимавший главенствующую роль в С.К.Л.С., на более высокую ступень развития. Учредителями С.К.Л.С. выступили Сергей Петрович Пестерев и Дмитрий Лазаревич Константинов.
Особые слова благодарности хочется сказать в адрес Сергея Петровича Пестерева – основателя и первого председателя С.К.Л.С., имя которого сегодня незаслуженно забыто. Это был очень разносторонний спортсмен, серьёзно занимавшийся не только футболом, но и велоспортом.
Для того чтобы лучше представить биографию этого человека сделаем небольшое отступление. До октября 1917 года спортом номер один в России были конные скачки. Их популярность была вне конкуренции, футболу такая тогда даже не снилась. Как мы уже отмечали выше, броню отрицания других видов спорта в России в конце XIX века удалось пробить во многом благодаря бешеной популярности велосипеда. Велосипедный бум привлёк к занятиям спортом не десятки и даже не сотни, а уже тысячи людей. Велосипед стоил недёшево, и приобрести его могли позволить себе только состоятельные граждане. Одним из них был и С. П. Пестерев, который принадлежал именно к этому сословию. Его мать владела большими виноградными плантациями не только в окрестностях Севастополя, но и Ялты, а его брат – В. П. Пестерев – огромным винным магазином в Севастополе, который располагался сразу в трех домах по улице Большой Морской №№ 11-15.
В те годы велосипедные гонки нередко становились неизменным атрибутом программы проведения футбольных матчей. Проводились такие гонки и в Севастополе, в которых Сергей Пестерев неоднократно становился победителем.
Успехи севастопольского спортсмена были замечены и в столице. Пестерев был включён в состав делегации сборной Российской Империи в качестве участника Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме. В официальном протоколе игр он проходит, как участник самой длинной в истории Олимпийских игр шоссейной гонки длиной в 320 километров. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Сергей Петрович Пестерев является первым севастопольцем – участником Олимпийских игр.
Помимо Олимпиады в Стокгольме Сергей Пестерев был участником первой и второй Всероссийских олимпиад, которые прошли в 1913 году в Киеве и в 1914 году в Риге.
Ещё одним его увлечением был футбол, но в нём Пестерев проявил себя, прежде всего, как великолепный организатор. Благодаря этому человеку, в январе 1912 года Севастополь стал в один ряд с признанными футбольными центрами дореволюционной России – Москвой, Санкт-Петербургом, Одессой, Харьковом и Николаевом. Жизненная судьба несправедливо отнеслась к этому неординарному человеку. После октября 1917 года его жизнь, как и многих других богатых людей, резко изменилась. Но он не покинул Севастополь и, как только появилась возможность вновь связать свою жизнь с севастопольским футболом, Пестерев ею воспользовался. В 1922 году, когда были разрешены частные спортивные общества, им был воссоздан С.К.Л.С. и футбольная жизнь в городе вновь закипела.
К сожалению, существование С.К.Л.С., как и других частных спортивных обществ по всей стране продолжалось недолго. Сергей Пестерев уезжает в Ялту, где и проживает до 1938 года. Дальнейшая его судьба сложилась трагически. Жернова репрессий не прошли и мимо него. В апреле 1940 года Пестерев был осужден к пяти годам ИТЛ, где и умер в заключении 2 мая 1942 года. Реабилитирован Прокуратурой АР Крым 21 октября 1999 года.
Имя Сергея Петровича Пестерева, как одного из основателей севастопольского футбола, первого председателя С.К.Л.С. и одного из учредителей Всероссийского футбольного союза, золотыми буквами вписано в историю севастопольского футбола.
Итак, 2 мая 1911 года в газете «Крымский вестник» был опубликован исторический по своей значимости документ в истории севастопольского футбола. Его мы хотим привести в оригинале.
И З В Е Щ Е Н И Е
Севастопольского градоначальника
(По особому по делам об обществах присутствию)
На основании 37 ст. закона 4 марта 1906 года «О союзах и обществах» настоящим довожу до сведения заинтересованных лиц, что 2-го мая с.г. в 8 часов вечера в канцелярии севастопольского градоначальника (Пушкинская ул. дом Максимова), назначено заседание севастопольского особого по делам об обществах и союзах присутствия для рассмотрения и регистрации Устава Севастопольского Кружка Любителей Спорта.
Учредители допускаются к представлению присутствия словесных объяснений. Неявка их в заседание не останавливает рассмотрение дел.
Председатель присутствия
генерал-майорС. Кульстрем
Через два дня в той же газете в разделе «Крымская жизнь» была официально подтверждена регистрация С.К.Л.С.
Так в Севастополе родилась первая общегородская спортивная организация. Она объединяла несколько видов спорта, культивируемых в те годы в Севастополе: велосипедный спорт, легкую атлетику, теннис, футбол.
Уже в понедельник, 30 мая, в квартире № 24 по Соборной улице (ныне – улица Суворова) дома № 22 в пять часов вечера состоялось первое организационное собрание С.К.Л.С., на котором были избраны первые члены правления кружка.
Вступительный членский взнос составлял 1 рубль 50 копеек, а годовой – 1 рубль. Несовершеннолетние и учащиеся средних учебных заведений могли быть только членами-гостями. Первым председателем Севастопольского Кружка Любителей Спорта (С.К.Л.С.) был избран Сергей Петрович Пестерев.
Утверждённый в 1906 году Закон, носивший название «Временные правила об обществах и союзах», который вводил упрощенную систему регистрации уставов, содержал и ряд недостатков. В частности, недопущение учащихся средних учебных заведений к созданию обществ являлось неоправданным и во многом искусственным. Так или иначе, футбол наибольшее развитие получил именно в среде учащейся молодёжи.
Создание Кружка благотворно сказалось на дальнейшем развитии футбола в нашем городе. В Кружке была создана еще одна команда – «Синих», которая вместе с уже известными нам «Красными» и «Жёлтыми» приняла участие в розыгрыше первенства С.К.Л.С. Этот турнир впервые проходил по двухкруговой системе. Число игр увеличилось до шести, а победитель определялся большинством побед. Матчи проводились на футбольном поле, расположенном на Рудольфовой горе.
Возможно, любители футбола зададутся вопросом: почему игры проходили на Рудольфовой горе, а не на Куликовом поле? Все дело в том, что в марте 1910 года высочайшим Указом Николая II был создан Комитет воздушного флота России. Первоначально, базой подготовки русских лётчиков была выбрана Гатчина, но из-за частой плохой погоды её решили переместить на Юг. Из трёх планируемых для места базирования школы лётчиков городов: Одессы, Николаева и Севастополя, выбор пал именно на Севастополь. Местом для строительства аэродрома было выбрано Куликово поле. Поначалу, футболисты не мешали лётчикам, но, увидев более подходящую площадку, руководством школы было принято решение передислоцироваться и взять за основу, именно её.
К ноябрю 1910 года было закончено оборудование школы авиации и строительство аэродрома в Севастополе. В связи с успешной работой авиашколы, правительством России было решено заказать в 1912 году 12 боевых и 2 учебных самолёта. Однако чрезмерно большая скорость этих аппаратов и значительное увеличение штата обучающихся привели к необходимости по поиску для школы нового места, так как аэродром на Куликовом поле, незначительный по своей величине, был признан непригодным для дальнейшего обучения лётного состава. Подходящее место было найдено в долине реки Кача. 5 июня 1912 года школа авиации окончательно перебазировалась на своё новое место дислокации.
Севастопольские футболисты были этому событию несказанно рады, так как сразу же смоги вернуться в «родные пенаты».
Помимо игр городского первенства, сборная Севастополя, как и в 1910 году, провела два товарищеских матча с лучшими командами столицы Таврической губернии, в которых наши футболисты одержали две победы.
Такой результат больно ударил по самолюбию симферопольских футболистов. Они жаждали реванша в ответных встречах в Севастополе, которые должны были пройти 14 и 15 сентября. Но ответный визит симферопольцев, который с большим интересом ожидался в Севастополе, так и не состоялся. Вот как об этом писал «Крымский вестник»: «Симферопольские футболисты, ожидавшиеся Кружком Любителей Спорта не прибыли, и нужно полагать совсем не приедут в этом году. Очень жаль, что, во-первых, они не смогли сдержать данного слова, а, во-вторых, нехорошо подводить публику, явившуюся смотреть на интересный матч. Кружок не получил даже своевременного известия об их отказе». Симферопольцам хорошо была известна сила нашей команды, и они, видимо, элементарно не захотели вновь оказаться в роли побеждённых.
К концу 1911 года футбол прочно вошел в повседневную жизнь севастопольцев.
Но об этом немного позже.
Продолжение следует …